Программа инновационного проекта
ПРОГРАММА инновационной деятельности:
1. Подготовительный (январь 2022 г. – март 2022 г.):
изучение нормативных правовых и инструктивно-методических материалов об инновационной деятельности в учреждениях образования Республики Беларусь;
рассмотрение в коллективе идеи инновационного проекта, осмысление теории и практики предстоящей инновационной деятельности, выявление готовности к реализации проекта, к работе в режиме инновационной деятельности;
определение механизмов, способствующих повышению мотивации всех участников проекта;
определение критериев, показателей, методов сбора данных об эффективности функционирования проекта;
разработка инновационного проекта;
подача заявки на участие в инновационной деятельности;
составление программы реализации на три года и календарного плана на первый год реализации проекта;
выявление профессиональных запросов педагогов;
анкетирование родителей.
2. Проектировочный (август 2022 г. – октябрь 2022 г.):
разработка и подготовка локальных нормативных документов;
разработка и согласование в рамках кластера плана взаимодействия всех субъектов;
организационное заседание, распределение и утверждение обязанностей всех участников проекта;
создание творческих групп (микрогрупп) проекта определение участников инновационной деятельности;
разработка плана внедрения в практику работы учреждения образования кластерной модели взаимодействия региональных учреждений образования разных типов для формирования инклюзивного пространства;
определение темы и целей инновационной деятельности каждого участника проекта, составление ими индивидуальных планов инновационной деятельности:
определение системы управления инновационной деятельностью;
определение содержания и периодичности диагностических процедур по оценке эффективности реализации проекта;
планирование системы обучения педагогов на основе их профессиональных запросов по вопросам осуществления образовательного процесса с обучающимися с ОПФР;
организация посещения педагогами дошкольного, общего среднего и дополнительного образования детей и молодёжи учебных занятий с обучающимися с ОПФР на базе учреждений специального образования (СДУ, ВШИ, ЦКРОиР) для трансляции имеющегося опыта, взаимопосещений.
3. Практический (ноябрь 2022 г.- декабрь 2024 г.)
организация работы по выполнению программы и календарных планов инновационной деятельности;
ведение участниками инновационного процесса педагогических дневников;
составление и утверждение календарного планирования;
проведение интерактивных форм обучения (мастер-класс, деловая игра, работа в парах, стажировка в ЦКРОиР, форум-театр, практикум и т.д) для повышения профессиональной компетенции педагогов по применению методов, форм и приёмов работы с обучающимися с ОПФР, организации инклюзивного образовательного пространства;
систематическая учёба участников проекта на базе ГОИРО (семинары, практикумы и др.), инструктивно-методические совещания по организации и ведению инновационного проекта (ноябрь 2022, декабрь 2023, декабрь 2024);
информационно-просветительская работа с родителями по развитию понимания важности инклюзивных процессов, сотрудничества с педагогическими работниками по созданию непрерывного образовательного процесса для обучающихся с ОПФР, расширение форм и методов в работе с родителями;
проведение совместных мероприятий между педагогическими субъектами кластера;
проведение опросов, анкетирования, тестирования: изучение профессиональных затруднений педагогов дошкольного, специального, общего среднего образования, дополнительного образования детей и молодёжи при работе с обучающимися с ОПФР; изучение мотивационной составляющей у педагогов к взаимодействию с обучающимися с ОПФР; проведение анкетирования обучающихся, выявление мнения родителей об особенностях и возможностях толерантной среды и др.; определение индекса инклюзивности образовательного пространства в учреждениях образования разных типов;
текущий анализ реализуемой инновационной деятельности и выявление наиболее эффективных форм и способов её осуществления;
осуществление взаимодействия с другими учреждениями образования, действующими в рамках темы данного проекта;
подготовка методических материалов.
4. Обобщающий (январь 2025 г. – февраль 2025 г.)
составление отчетов участниками инновационной деятельности и общего отчета по учреждению образования;
анализ полученных результатов и опыта их достижения. Оценка эффективности работы педагогического коллектива в логике кластерной модели взаимодействия региональных учреждений образования разных типов для формирования инклюзивного образовательного пространства;
описание опыта и его презентация в своем коллективе;
проведение итоговой конференции (фестиваля) по результатам инновационной деятельности совместно с другими инновационными площадками, действующими в рамках темы данного проекта.
5. Трансляционный (март 2025 г. – декабрь 2025 г.)
подготовка публикаций;
трансляция накопленного опыта через проведение обучающих мероприятий (семинары, вебинары, мастер-классы, микро обучение) со специалистами системы дошкольного, общего среднего, специального образования, дополнительного образования детей и молодежи.
Практическая значимость инновационного проекта определяется возможностью использования его результатов в деятельности педагогов дошкольного, специального (специальные дошкольные учреждения, ЦКРОиР), общего среднего образования, дополнительного образования детей и молодёжи. Исследование предполагает получение следующих результатов:
в работе с семьей:
сформированность у родителей воспитательной компетентности через расширение круга их педагогических и дефектологических знаний и представлений по взаимодействию с собственными детьми и педагогами, сформированность толерантного отношения среди родительской общественности к обучающимся с ОПФР;
вовлеченность родителей в образовательный процесс в качестве активных его участников, посредством их обучения приемам взаимодействия с детьми, организации совместной практической деятельности;
содействие изменению родительской позиции в повышении ответственности за воспитание и развитие своих детей, вооружение родителей позитивными способами коммуникации с детьми и педагогами;
создание условий для объединения родителей в сообщество, расширения социального пространства семей, воспитывающих детей с проблемами в развитии и семей нормотипичных обучающихся;
в работе с педагогами:
созданные условия для внутренней мотивации педагогов к профессиональному развитию по проблеме инклюзивного образования;
симулировать педагогов на непрерывное самообразование и внедрение инноваций, направленных на решение проблем;
рост профессионализма педагогов в применении специфических форм, методов, приёмов и способов работы с обучающимися с ОПФР для повышения качества их образования, в использовании различных форм работы с родителями, законными представителями по развитию понимания важности инклюзивных процессов, в обеспечении сотрудничества с педагогическими работниками других учреждений образования по созданию непрерывного образовательного процесса для обучающихся с ОПФР, детей-инвалидов, по развитию преемственности между учреждениями дошкольного, общего среднего, специального образования, дополнительного образования детей и молодёжи.
в работе с обучающимися:
включённость учащихся с ОПФР в учебный процесс в рамках создания педагогом условий для активного участия ребёнка с ОПФР в учебной деятельности во время занятий с учётом его возможностей и уровня развития;
повышение уровня знаний, умений и навыков обучающихся с ОПФР в результате применения эффективных форм, методов, приёмов, способов педагогического воздействия, поддержки родителей, осуществляющих соответствующее взаимодействие со своими детьми в домашних условиях (на основе полученных знаний);
умение обучающихся взаимодействовать в ходе совместной деятельности, в рамках организованной педагогом атмосферы сотрудничества на учебных занятиях, в ходе воспитательных мероприятий (свободное обращение за помощью к сверстникам, предложение помощи со стороны нормально развивающихся обучающихся и др.);
эмоционально положительный микроклимат детского коллектива — положительный социометрический статус детей с ОПФР, достаточный уровень сформированности коллектива, активная деятельность педагога по оптимизации межличностного общения в детском коллективе.
Календарный план работы реализации инновационного проекта
«Внедрение кластерной модели взаимодействия региональных учреждений образования разных типов для формирования инклюзивного образовательного пространства»
на 2024/2025 учебный год
государственного учреждения образования
«Детский сад № 94 г. Гомеля»
№ | Содержание работы | Сроки | Ответственные | Форма оформления результатов работы |
1 | Методическое совещание для специалистов учреждения образования, осуществляющих инновационную деятельность. Распределение функциональных обязанностей участников инновационной деятельности. | Август 2024 | Заместитель заведующего по ОД | Приказ об инновационной деятельности и о распределении функциональных обязанностей |
2 | Корректировка календарного плана инновационной деятельности, встреча с консультантом проекта. Составление планов по самообразованию участниками инновационного проекта. | Август 2024 | Руководитель проекта И.В. Бодунова | Календарный план, рекомендации консультанта по организации педагогического исследования, планы по самообразованию |
3 | Заседание педсовета «Основные направления работы деятельности учреждения дошкольного образования на 2023/2024 учебный год. Реализация инновационного проекта» | Август 2024 | Руководитель проекта И.В. Бодунова | Выписка из протокола педсовета |
4 | Проведение родительских собраний с целью информирования о целях и задачах проекта в текущем учебном году. | Сентябрь 2024 | Воспитатели дошкольного образования | Протоколы собраний |
5 | Инструктивно-методическое совещание «Психолого –педагогическое сопровождение инновационной деятельности в учреждениях образования. Проект локального документа» | Сентябрь 2024 | Директор центра Андрейчикова И.В. | Участие в семинаре |
6 | Диагностика и анализ состояния сформированного уровня речевого развития. | Сентябрь 2024 | Учитель-дефектолог | Индивидуальные программы коррекционно-педагогической помощи |
7 | Музыкальное развлечение «1 сентября – День Знаний» | Сентябрь 2024 | Музыкальный руководитель | Сценарий развлечения, фоотчет |
8 | Размещение материалов инновационной деятельности на сайте дошкольного учреждения | В течение 2024/2025 учебного года | Заместитель заведующего по основной деятельности | Сайт учреждения образования |
9 | Изучение отношения к инновации со стороны воспитанников, законных представителей. Анализ и оценка полученной информации. | Сентябрь – октябрь | Педагог-психолог | Отчет |
10 | Мастер – класс в объединении по интересам изобразительной деятельности, рисование «Что нам осень подарила» (совместно с ГУО «Средняя школа №5 г. Гомеля», ГУО «Детский сад №94 г.Гомеля», ГУО « Детский сад № 48 г.Гомеля») | Сентябрь 2024/2025учебный год | Педагог дошкольного образования М.И. Ахремчук, учитель-дефектолог Е.Д. Круподерова | Материалы мероприятия, фотоотчет, творческие работы |
11 | Организация и проведение занятий «Школа будущего первоклассника» (для воспитанников ГУО «Детский сад № 94 г. Гомеля» , ГУО «Детский сад № 48 г. Гомеля» | сентябрь | Заместитель директора Рожкова О.В. ,учителя начальных классов, педагог-психолог, учитель-дефектолог | Разработки занятий |
12 | Семинар «Эффективность и универсальность диагностического инструментария в процессе внедрения инновационной модели» | Октябрь 2024 | Директор центра Андрейчикова И.В. | Участие в семинаре |
13 | «День Матери» – развлечение (средняя,старшие группы) | Октябрь 2024 | Музыкальный руководитель | Сценарий развлечения, фоотчет |
14 | Семинар-тренинг для педагогов и воспитателей «Понимаю – Чувствую – Поддерживаю» (совместно с ГУО «Средняя школа №5 г.Гомеля», ГУО «Детский сад №94 г.Гомеля», ГУО «Детский сад 48 г. Гомеля», ГУО «Центртворчества детей и молодёжи Железнодорожного района г.Гомеля») | октябрь | Заместитель директора Рожкова О.В. ,педагог-психолог, педагог дефектолог | Методические материалы семинара |
15 | Ведение педагогических дневников участниками проекта | В течении учебного года | Участники инновационной деятельности | Дневники инновационной деятельности |
16 | Квест- игра «Сундук с сокровищами Бабы- Яги» (ГУО «Средняя школа №5 г.Гомеля», ГУО «Детский сад №94 г.Гомеля» ГУО «Детский сад 48 г. Гомеля») | Ноябрь 2024/2025учебный год | Музыкальный руководитель В.М. Журавлева | План-конспект мероприятия, фотоотчет |
17 | Семинар-практикум «Выявление наиболее эффективных приемов и механизмов организации инклюзивного образовательного пространства в учреждениях дошкольного, общего среднего образования» | Ноябрь 2024 | Директор центра Андрейчикова И.В. | Участие в семинаре |
18 | Открытые просмотры по правилам безопасной жизни деятельности у воспитанников дошкольного возраста | Ноябрь 2024 | Воспитатели дошкольного образования | Конспекты занятий, фоотчет |
19 | Круглый стол «Развитие и воспитание дошкольников в условиях близкородственного билингвизма: проблемы и пути решения» (ГУО «Детский сад №94 г.Гомеля» ГУО «Детский сад 48 г. Гомеля») | Ноябрь 2024 | Заместитель заведующего по основной деятельности | Методические материалы |
20 | Физкультурный праздник «Ребятам знать давно пора-спички детям не игра» (средняя, старшие группы) | Ноябрь 2024 | Руководитель Физкультурно воспитания | Сценарий праздника, фоотчет |
21 | Семинар-практикум «Оценка эффективности включения с ОПФР и их законных представителей в систему инклюзивного образования» | Декабрь 2024 | Директор центра Андрейчикова И.В. | Участие в семинаре |
22 | Музыкальный праздник «Новый год» (средняя и старшие группы) | Декабрь 2024 | Музыкальный руководитель | Сценарий праздника, Фоотчет |
23 | Совещание при заведующем «Итоги работы за первое полугодие по реализации инновационного проекта». | Январь, 2025 | Заведующий дошкольного образования | Отчет |
24 | Фольклорное музыкальное развлечение «Колядки» (средняя, старшие группы) | Январь, 2025 | Музыкальный руководитель | Сценарий праздника, фоотчет |
25 | Тренинг для родителей «Тропинка родительской любви» (ГУО «Средняя школа №5 г.Гомеля», ГУО «Детский сад № 94 г.Гомеля», ГУО «Детский сад 48 г. Гомеля») | февраль | Заместитель директора Рожкова О.В., психолог учреждения «Территориальный Центр социального обслуживания населения Железнодорожного района» | Методические материалы семинара |
26 | Фестиваль педагогических идей «Лучший педагогический опыт по внедрению инклюзии в образовательный процесс» | Февраль- март 2025 | Директор центра Андрейчикова И.В. | Участие в фестивале |
27 | Открытые просмотры патриотических чувств к своей стране. | Февраль 2025 | Воспитатели дошкольного образования | Конспекты занятий, фоотчет |
28 | Выставка детских работ «Букет для мамочек» | Март 2025 | Воспитатели дошкольного образования | Фоотчет работ |
29 | Музыкальный праздник «Мамин день» (средняя, старшие группы) | Март 2025 | Воспитатели дошкольного образования | Сценарий праздника, фоотчет |
30 | Мастер-класс по изготовлению поделок к пасхальной выставке «Пасхальный сувенир» (для учащихся ГУО «Средняя школа №5 г.Гомеля», ГУО «Детский сад № 94 г.Гомеля», ГУО «Детский сад 48 г. Гомеля») | Апрель | Воспитатель дошкольного образования О.О. Демьяненко, учитель- дефектолог С.Н. Орловская | План -конспекты мероприятия, фотоотчет, творческие работы |
31 | Методический семинар «Сетевое взаимодействие учреждений дошкольного общего среднего и дополнительного образования при реализации инклюзивной практики в соответствии с нормативными правовыми документами» | Апрель 2025 | Директор центра Андрейчикова И.В. | Участие в семинаре |
32 | Квест-игра «Школа двери открывай» ( для ГУО «Средняя школа №5 г.Гомеля», ГУО «Детский сад № 94 г.Гомеля», ГУО «Детский сад 48 г. Гомеля») | Апрель 2025 | Заместитель директора Рожкова О.В. | Материалы праздника, фотоотчёт |
33 | Музыкальный праздник «День Государственного герба Республики Беларуь и Государственного флага Республики Беларусь» (средняя, старшие группы) | Май 2025 | Музыкальный руководитель | Сценарий праздника, фоотчет |
34 | Спортивно -музыкальный праздник, посвященный Дню Победы «Этих дней, не смолкнет слава» (совместно с ГУО «Детский сад №94 г.Гомеля», ГУО «Детский сад № 48 г.Гомеля» ГУО «Средняя школа № 5 г.Гомеля») | Май 2024/2025 учебный год | Педагоги дошкольного образования, музыкальный руководитель В.М.Журавлева, руководитель физического воспитания Н.И.Лысенкова | План -конспекты мероприятия, фотоотчет |
35 | Социально-интерактивный танцевальный проект «Все вместе» (совместно с ГУО «Детский сад №94 г.Гомеля», ГУО «Детский сад № 48 г.Гомеля» ГУО «Средняя школа № 5 г.Гомеля», жителями микрорайона) | Май | Заместитель директора Рожкова О.В. ,творческая группа | Материалы праздника, фотоотчёт |
36 | Музыкальный праздник «День Победы» (средняя, старшие группы) | Май 2025 | Музыкальный руководитель | Сценарий праздника, фоотчет |
37 | Подготовка отчета и анализ педагогических дневников о результатах инновационной деятельности за 2023/2024 учебный год. | Апрель – май 2025 | Участники инновационного проекта | Отчет |
38 | Совещание творческой группы по теме «Итоги работы за второе полугодие и за год по результатам деятельности инновационного проекта». | Май 2025 | Заведующий дошкольного образования | Справка по результатам |
39 | Составление календарного плана работы инновационной деятельности на следующий учебный год. | Май 2025 | Заместитель заведующего по ОД | План работы |
26.09.2023 педагогом Ахремчук М.И. был проведён мастер- класс по изобразительной деятельности «Что нам осень подарила» для воспитанников ГУО «Детский сад № 48 г.Гомеля», СШ № 5 г.Гомеля.




На базе ГУО “Центр творчества детей и молодёжи” состоялась игровая программа “Рождественское чудо” 05.01.2024г.




23.01.2024 г. в ГУО “Детский сад 48 г. Гомеля ” Мастер- класс по йоге






2 апреля – Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма.
Интересная головоломка – Найди способ выйти из комнаты
Все шаблоны Leotheme
Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма (World Autism Awareness Day), отмечаемый ежегодно 2 апреля, начиная с 2008 года, установлен резолюцией Генеральной ассамблеи ООН № A/RES/62/139 от 18 декабря 2007 года.
Цель этой даты — подчеркнуть необходимость помогать людям, страдающим неизлечимым заболеванием, и повышать уровень их жизни. Численность детей, страдающих аутизмом, высока во всех регионах мира и имеет громадные последствия для детей, их семей, общин и обществ.
Аутизм – психическое расстройство, которое возникает в результате нарушений развития головного мозга, характеризуется дефицитом социального контакта и общения, ограниченными интересами и однотипными, повторяющимися действиями. Это заболевание проявляется в трехлетнем возрасте.
Детский аутизм является особым видом отклонения в психическом развитии.
На сегодняшний день аутизм, наверное, смело можно назвать одним из самых «странных» психических расстройств в детском возрасте. И не только потому, что таких детей часто называют «странными», а еще и потому что до сих пор неизвестно, что является причиной его возникновения и что именно нарушается у такого ребенка. Существуют разные теории, но, ни одна из них не может целиком и полностью объяснить природу данного расстройства. Аутизм на сегодняшний день не излечим.
Портрет ребенка с аутизмом.
Для того чтобы понять что происходит с таким ребенком – представьте себе, что все, что вы ощущаете, чувствуете – увеличилось или уменьшилось стократно. Легкие прикосновения могут вызывать у вас боль или, наоборот, сильный удар – остаться незамеченным. Яркая вещь, ранее привычные звуки – станут пугающими, а речь собеседника превратится просто в мелодию. Сложно такое представить, но можно понять, что, в таком случаи мир людей и мир вещей воспринимаются им иначе. Но как это «иначе» мы можем только догадываться, предполагать… У таких детей много различных особенностей, но то, что их действительно отличает от других, даже больных детей, это выраженные трудности во взаимодействии с другими людьми и с окружающим миром, в целом.
У ребенка с аутизмом, как правило, сильно искажен процесс формирования личности. Он с трудом самостоятельно идентифицирует себя со своим телом и еще с большим трудом выделяет себя из окружающего мира, что значительно искажает его взаимодействие с окружающими, а порой делает его вообще невозможным, поскольку, когда нет «я» не понятно, кто с кем должен взаимодействовать, а главное «зачем?». У таких детей могут быть нарушены эмоциональные связи даже с самыми близкими людьми. Он может подолгу находится один, не умеет выражать свои желания, обращаться за помощью, даже взглядом, а взрослого человека может использовать как неодушевленный предмет: залазить на него, чтобы достать до полки, действовать его руками.
Ребенок аутист может решать сложные математические задачи и быть не способным сходить в магазин или завязать шнурки. Такого ребенка отличает крайняя необычность, часто вычурность в поведении, привычках, которая отнюдь не связана с плохим воспитанием или дурным характером, который им часто приписывают окружающие.
Симптомы аутизма.
Обратитесь к врачу, если вы стали замечать у своего ребенка следующие особенности:
ребенок не отзывается, когда его зовут по имени;
не может объяснить, чего он хочет;
испытывает задержку темпов речевого развития;
не следует никаким указаниям взрослых;
периодически появляются нарушения слуха;
не понимает, как играть с той или иной игрушкой;
плохо устанавливает визуальный контакт;
не улыбается другим;
не лепечет и не гулит в возрасте 12 месяцев;
не делает указательных жестов, не машет рукой, не делает хватательных или других движений в возрасте 12 месяцев;
не говорит отдельные слова в 16 месяцев;
не произносит фразы из двух слов в 24 месяца;
наблюдается утрата речевых или социальных навыков в любом возрасте.
Часто у родителей таких детей создается ощущение, что ребенок живет в своем собственном отдельном мире.
Лечение аутизма.
Люди часто неправильно трактуют аутизм. Утверждения о том, что аутизм можно полностью вылечить, можно услышать во многих семьях.
Наблюдается тенденция, помещать детей с аутизмом в небольшие классы, чтобы они были свободны от слуховой и визуальной стимуляции. Обучающая информация дается ребенку небольшими частями.
Людей больных аутизмом необходимо научить, как общаться и взаимодействовать с другими людьми. Это непростая задача, и она включает всю семью, а также специалистов.
Родители ребенка с аутизмом должны постоянно получать информацию о новых методах лечения, и сохранить открытость. Некоторые виды лечения подходят одним пациентам, но не подходят другим. Решения о лечении всегда принимаются в индивидуальном порядке после тщательной оценки, и основаны на том, что это подходящее лечение, как для самого ребенка, так и для его семьи.
Важно помнить аутизм – состояние, которое требует постоянного лечения. Программа лечения может меняться при развитии индивидуума.
Семьи должны остерегаться программ лечения, которые дают ложную надежду на исцеление. Не существует еще таких лекарств, которые бы полностью доказали свою эффективность при лечении аутизма. Нет лекарств излечивающих аутизм, нет и достаточного уровня готовности общества принять детей с особенностями развития в свое ряды.
В Беларуси наиболее активную часть родителей, детей с аутизмом, объединяет Международная благотворительная общественная организация «Дети. Аутизм. Родители». Современные подходы в диагностике и реабилитации детей с аутизмом и другими дезинтегративными расстройствами требуют тесного взаимодействия образовательной, социальной и медицинской систем, общественных организаций, преемственности во взаимодействии реабилитационных структур и подразделений Министерства здравоохранения, оказывающих психиатрическую помощь детям.
По материалам интернет-источников