ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
30 декабря 2024 г. № 1055

О признании детей находящимися в социально
опасном положении и нуждающимися
в государственной защите

https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=C22401055

«СОП: помощь семье или наказание за неблагополучие?»

Каждый ребенок мечтает жить в семье, иметь маму и папу. Задача всех межведомственных структур – осуществить эту мечту. И в первую очередь начинать следует с того, чтобы помочь ребенку остаться жить в его родной семье, даже если родители стали на неверный путь.

С этой целью издано постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2019 г. №22 «О признании детей находящимися в социально опасном положении» (далее – постановление № 22), которым определен порядок выявления детей, находящихся в неблагоприятной обстановке, признания их находящимися в социально опасном положении, реализации комплекса мер с целью нормализации ситуации в семье.

В выявлении неблагоприятной для детей обстановки участвует ряд государственных органов и организаций:

местные исполнительные и распорядительные органы;

комиссии по делам несовершеннолетних;

отделы и учреждения образования;

организации здравоохранения;

органы по труду, занятости и социальной защите;

территориальные центры социального обслуживания населения;

органы внутренних дел;

органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям;

структурные подразделения городских, районных исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере жилищно-коммунального хозяйства;

организации, осуществляющие учет, расчет и начисление платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилым помещением;

государственные организации, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилые помещения государственного жилищного фонда в общежитиях;

орган государственного энергетического и газового надзора, энергоснабжающие, газоснабжающие организации;

иные организации.

Вышеперечисленные государственные органы в рамках своей компетенции уполномочены участвовать на всех стадиях работы с детьми, находящимися в социально опасном положении.

Постановлением №22 предусмотрено 3 критерия социально опасного положения.

Первый критерий: родителями не удовлетворяются основные жизненные потребности ребенка. Это:

оставление ребенка без пищи;

проживание детей в жилых помещениях, которые не соответствуют требованиям пожарной безопасности, и имеются условия, создающие непосредственную угрозу возникновения пожара;

систематическое невыполнение рекомендаций медицинских работников по диагностике, лечению и медицинской реабилитации ребенка, что угрожает его жизни и здоровью;

препятствие получению ребенком обязательного общего среднего образования (в любой форме его получения);

отсутствие у ребенка регистрации по месту жительства (пребывания);

родители не контролируют поведение и местонахождение ребенка, в связи с чем ребенок самовольно уходит из дома, бродяжничает, совершил попытку суицида, получил тяжкие телесные повреждения;

оба родителя или единственный родитель на протяжении более трех месяцев не работают или не осуществляют иную деятельность, не запрещенную законодательством, и (или) допускают ненадлежащее расходование пенсий, государственных пособий семьям, воспитывающим детей, единовременных выплат, назначенных на ребенка (детей), материальной помощи, государственной адресной социальной помощи.

         Второй критерий: родителями не обеспечивается надзор за поведением ребенка и его образом жизни, вследствие чего ребенок совершает деяния, содержащие признаки административного правонарушения либо преступления.

Третий критерий: родители ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка, злоупотребляют своими правами и (или) жестоко обращаются с ним, в связи с чем имеет место опасность для жизни и здоровья ребенка. Это:

привлечение родителей, иных лиц, участвующих в воспитании и содержании детей, к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных статьями 10.1, 17.1, 18.15, 19.1, частями 2–5 статьи 19.3, статьями 19.4, 19.5, 19.8, 19.10–19.12, 25.11 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях;

потребление родителями, иными лицами, участвующих в воспитании и содержании детей, наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребления ими алкогольных напитков;

жестокое обращение родителей, иных лиц, участвующих в воспитании и содержании детей, с ребенком, физическое, сексуальное и (или) психологическое насилие по отношению к нему;

совершение родителями, иными лицами, участвующими в воспитании и содержании ребенка (детей), административного правонарушения и (или) преступления в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов;

уклонение родителей, иных лиц, участвующих в воспитании и содержании ребенка (детей), от диспансерного наблюдения, осуществляемого в связи с наличием хронического или затяжного психического расстройства (заболевания) с тяжелыми, стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями либо наличием синдрома зависимости от алкоголя, наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов.

Все сигналы об опасном для ребенка положении передаются в отдел образования, оттуда они поступают в школу, детский сад или социально-педагогический центр, в котором воспитывается или учится несовершеннолетний. В течение дня собирается комиссия, для каждого случая она своя. В ее состав могут входить представители вышеперечисленных структур. Комиссия в течение 15 рабочих дней проводит социальное расследование, задача которого – собрать как можно больше информации о ребенке и его окружении. 

Для этого досконально изучают семью: делают необходимые запросы, опрашивают соседей, близких родственников, изучают особенности семейного воспитания, детско-родительские отношения. Сбор характеризующей информации осуществляется не только в отношении родителей, даже если они находятся в разводе, но и отношении иных лиц, участвующих в воспитании детей. Как правило это те совершеннолетние граждане, которые проживают совместно с детьми. Это могут быть бабушки, дедушки, иные родственники, сожители. 

Каждый из трех критериев социально опасного положения должен быть подтвержден документально. Например, родителей привлекли к административной ответственности – есть соответствующий документ, ребенок совершил правонарушение – составлен протокол.

Есть и некоторые исключения. Допустим, родители в разводе. Папа проживает отдельно, злоупотребляет алкоголем, устраивает скандалы, занимается рукоприкладством, а мама проверяет домашние задания, водит ребенка на секции. В таком случае безответственным родителем будут заниматься сотрудники ОВД, ребенка на учет не поставят.

Ситуации бывают разными и в каждой разбираются индивидуально.

С целью разграничения социально опасного положения и трудной жизненной ситуации каждое ведомство дает оценку ситуации в семье в пределах своей компетенции (например, ОВД – привлечение к ответственности как детей, так и родителей, УЗ – выполнение рекомендаций по лечению ребенка, РОЧС – соответствие жилого помещения требованиям пожарной безопасности и так далее).

Все материалы проверки рассматривает совет учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних с привлечением представителей иных субъектов профилактики: здравоохранения, отделов внутренних дел, центров социального обслуживания населения и других.  При наличии критериев социально опасного положения материалы отправляются в районный координационный совет для принятия решения.

В случае выявления трудной жизненной ситуации родители направляются за оказанием социальных услуг.

Если родители, иные лица, участвующие в воспитании детей, выполнят все рекомендации совета профилактики еще до заседания коллегиального органа: найдут работу, пройдут курс реабилитации от алкогольной зависимости, погасят задолженности – вероятность того, что семью признают находящейся в социально опасном положении, сводится к минимуму. В случае, когда отец и мать открыто игнорируют замечания комиссии, их поставят на учет. Раз в квартал координационный совет будет детально изучать положение дел в семье и следить, есть ли изменения. 

В случае несогласия с принятым решением родители могут в течение 10 дней обжаловать его в городские, районные исполнительные комитеты, местные администрации районов в городах по месту принятия решения, а затем в суд.

Целью признания детей находящимися в социально опасном положении является защита их прав и интересов, а также совместная деятельность по нормализации ситуации в семье. Для этого районными координационными советами разрабатываются мероприятия по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для детей обстановки, которые обязательны для исполнения как родителями, так и государственными органами, государственными и иными организациями.

Так, по состоянию на 1 января 2024 года находящимися в социально опасном положении признано 2 744 ребенка из 1 197 семей. Со всеми семьями проводилась работа в соответствии с выявленными критериями и показателями социально опасного положения.

За 2023 год семьям оказана следующая помощь:

произведен ремонт отопления, электросетей, установлены автономные пожарные извещали и др. (104 семьи);

улучшены жилищные условия (110 семей);

 родители обучены навыкам ухода за новорожденными детьми и детьми раннего возраста, детьми-инвалидами (133 семьи);

родители обучены навыкам рационального расходования семейного бюджета (322 семьи);

оказано содействие в трудоустройстве, занятости, в том числе по направлению на обучение (566 семей);

оказано содействие в прохождении курса лечения от алкогольной зависимости (405 семей);

организована диспансеризации детей в необходимом объеме (176 семей, 409 детей);

оказано содействие в зачислении детей в учреждения дошкольного образования (69 семей, 87 детей);

организована занятость детей в свободное от учебы время (897 семей, 1986 детей).

В Гомельской области 25 ТЦСОН обеспечивают нуждающихся нетрудоспособных граждан, включая жителей села, своевременными доступными и качественными социальными услугами, с учетом их индивидуальных потребностей. При этом оказание помощи различным категориям граждан организовано как по заявительному, так и по выявительному принципу.

В целях более полного охвата социальным обслуживанием всех нуждающихся нетрудоспособных граждан, проживающих в сельской местности, действует 248 социальных пунктов и 7 филиалов, работают  бригады социального обслуживания на мобильной основе.

С целью оказания поддержки семьям, воспитывающим детей, которые находятся в трудной жизненной ситуации, в том числе семьям, где дети находятся в социально опасном положении (далее – СОП), оказываются следующие социальные услуги: временного приюта, консультационно-информационные, социально-психологические, услуга социального патроната, услуги няни.

Справочно. В 2023 году оказаны: консультационно-информационные услуги 1218 гражданам, социально-психологические услуги 641 гражданину, услуга социального патроната 28 семьям с детьми, услуги няни 329 семьям с детьми.

С целью оказания услуг временного приюта гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, в области функционирует сеть «кризисных» комнат.

Справочно. В 2023 году заселено 40 граждан различных категорий (из них, 3 семьи с 9 несовершеннолетними детьми).

В соответствии с нормами действующего законодательства семьям, находящимся в социально опасном положении, предоставляются различные виды материальной поддержки: государственная адресная социальная помощь (далее – ГАСП), материальная помощь, гуманитарная помощь.

Так, в денежной наличной форме ГАСП может предоставляться в виде ежемесячного и единовременного социальных пособий, в случае если среднедушевой доход гражданина (семьи), рассчитанный за 12 месяцев, предшествующих обращению (далее – расчетный период), не превышает установленный критерий нуждаемости (на 1 апреля 2024 года: для ежемесячного социального пособия: для семей – 406,74 рубля, для многодетных семей – 467,75 рублей; для единовременного социального пособия  – 610,11 рублей).

Дети в возрасте до двух лет обеспечиваются бесплатно продуктами питания отечественного производства для детей раннего возраста. Среднедушевой доход семьи не должен превышать 406,74 рубля. Право имеют семьи, где отец либо лицо, с которым мать не состоит в зарегистрированном браке, но совместно проживает и ведет общее хозяйство, является занятым менее 6 месяцев, предшествующих обращению. Для семей, при рождении и воспитании двойни или более детей, детское питание предоставляется без учета доходов.

При расчете среднедушевого дохода семьи ее состав определяется на дату подачи заявления. В состав семьи включаются лица, совместно проживающие и ведущие общее хозяйство, имевшие в течение расчетного периода доходы, а также несовершеннолетние дети по месту их фактического проживания.

Ежемесячное социальное пособие предоставляется на период от одного до шести месяцев, единовременное социальное пособие –  один раз в течение календарного года, детское питание – на 6 месяцев достижения ребенком возраста двух лет.

Обязательным условием для предоставления ежемесячного социального пособия является занятость трудоспособного гражданина (члена семьи) (работа, осуществление предпринимательской деятельности и др.) или регистрация в качестве безработного не менее 6 месяцев в течение 12 месяцев, предшествующих месяцу обращения за ежемесячным социальным пособием.

Право на единовременное социальное пособие имеют граждане и семьи, по объективным причинам находящиеся в трудной жизненной ситуации, которая подтверждается документально и (или) актом обследования материально-бытового положения, составленного специально созданной комиссией.

При учете доходов семьи (гражданина) принимаются во внимание доходы, полученные (начисленные) как в денежной, так и в натуральной форме, а также размер стоимости (денежный эквивалент) полученных льгот.

Решение о предоставлении (отказе в предоставлении) ГАСП, периоде предоставления ежемесячного социального пособия, размере единовременного социального пособия принимается постоянно действующей районной  комиссией, исходя из конкретных обстоятельств, требующих материальной поддержки.

Обращаться за предоставлением ГАСП необходимо в органы по труду, занятости и социальной защите (территориальные центры социального обслуживания населения) в соответствии с регистрацией по месту жительства (месту пребывания).

Справочно. В 2023 году ежемесячное социальное пособие получили 3489 семей, воспитывающих детей, единовременное пособие – 1137 семей, возмещены затраты на приобретение подгузников на 507 детей-инвалидов, обеспечены продуктами питания 2248 детей до 2-х лет.

Региональным комплексом мероприятий по реализации Государственной программы «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь» на 2022-2025 годы (далее – региональный комплекс) ежегодно предусмотрено выделение средств местных бюджетов на выполнение работ по обеспечению противопожарной безопасности домовладений семей, воспитывающих несовершеннолетних детей (установка и техническое обслуживание автономных пожарных извещателей, приведение печного отопления и электропроводки в соответствие с требованиями технических нормативных правовых актов и т.д.)

Справочно. В 2023 году установлено 4662 АПИ,  110 АПИ с выводом на сигнально-звуковое устройство, выполнен ремонт 35 электропроводок, 3 печей.

Для укрепления семейных отношений, повышения результативности профилактических мероприятий в сфере семейно-бытовых отношений и семейного неблагополучия, на базе ТЦСОН работают кружки (клубы) по интересам, организована работа по программам «Родительский университет», «Семья». Проводятся различные благотворительные акции, мероприятия к праздничным датам (Новый год, День знаний, День матери, День семьи и др.) с вручением подарков и призов, в том числе для семей с детьми.

Службами занятости органов по труду, занятости и социальной защите городских, районных исполнительных комитетов (далее – органы по труду, занятости и социальной защите) неработающим родителям оказывается помощь в поиске работы.

Гражданин, находящийся в поиске работы, при обращении в службу занятости может получить содействие в трудоустройстве независимо от того, будет ли он зарегистрирован в качестве безработного. Обратившимся будут предложены варианты трудоустройства, подобранные в общереспубликанском банке вакансий, который формируется на основании предоставляемых нанимателями сведений.

Гражданам, зарегистрированным в качестве безработных, предлагается более широкий спектр услуг. Так, государство гарантирует безработным: бесплатное обучение по востребованным на рынке труда профессиям; содействие в организации собственного дела; содействие в приобретении опыта практической работы; в переселении в связи с переездом на новое место жительства и работы с выплатой денежных средств; предоставление социальных выплат, предусмотренных для безработных; бесплатный медосмотр при приеме на работу и направлении на обучение; возможность участия в оплачиваемых общественных работах. Содействие в трудоустройстве службой занятости оказывается гражданам с учетом имеющегося у них образования, опыта работы и состояния здоровья.

Ознакомиться с информацией об услугах службы занятости и порядке их предоставления можно на информационном портале государственной службы занятости.

За 1 квартал текущего года в рамках работы смотровых комиссий и профилактических рейдов на предмет пожарной безопасности обследовано 1146 домовладений, что составляет 99,7 % от общего количества. В каждом домовладении со всеми членами семей проведена профилактическая интерактивная беседа по безопасности жизнедеятельности. По результатам обследований заинтересованным субъектам профилактики направлена информация о неудовлетворительном содержании детей.

Кроме того, с вышеуказанными семьями проведено 39 профилактических мероприятий в кабинетах ОБЖ, задействовано 330 детей и 247 взрослых; 27 мероприятий в детских имиджевых комнатах, задействовано 325 детей и 175 взрослых; 9 мероприятий на базе инновационно-образовательного центра безопасности жизнедеятельности Гомельской области, задействовано 65 детей и 9 взрослых.

Всего за 2023 год в области 2 899 детей или 82% сняты с учета в связи с устранением критериев и показателей социально опасного положения.

С целью защиты прав и законных интересов несовершеннолетних комиссиями по делам несовершеннолетних на основании поступивших ходатайств за 3 мес. т.г. признано нуждающимися в государственной защите 130 несовершеннолетних (3 мес. 2023 г. – 99). В рамках действия Декрета Президента Республики Беларусь № 18 проведана соответствующая работа по устранению причин семейного неблагополучия и возврату детей в биологические семьи.

         Ежегодно в области до 20 обязанных лиц восстанавливаются в родительских правах.

         За последние 4 года значительно сократилось количество детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, на 01.01.2024 года в области детей данной категории насчитывалось 2666 (2020 год – 3225).

Комиссией по делам несовершеннолетних Гомельского облисполкома инициировано проведение с 1 апреля по 1 июня 2024 года в области межведомственной профилактической акции «Счастливая семья – счастливое детство!». В рамках этой акции будут реализованы мероприятия, направленные на своевременное выявление семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, профилактику и преодоление кризисных ситуаций в семье, оказание помощи в создании условий для успешной адаптации и социализации детей, содействие укреплению семьи, профилактику насилия, жестокого обращения, нарушения прав и законных интересов детей, формирование у родителей чувства ответственности за воспитание детей.

         В ходе проводимой акции будут посещены семьи по месту жительства, оказано содействие в трудоустройстве родителей, прохождении ими стационарного лечения от алкогольной зависимости, в получении различных видов государственной помощи, а также социальной, правовой, гуманитарной.

МЕТОДИЧЕСКИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ

по вопросам выявления

и профилактики преступлений,

связанных с сексуальным насилием

над несовершеннолетними

В настоящее время в мире, в том числе в Республике Беларусь, наблюдается устойчивый рост противоправных деяний, связанных с педофилией и оборотом детской порнографии, а также иных преступлений сексуального характера, посягающих на половую неприкосновенность и половую свободу несовершеннолетних.

Основным источником информации при возбуждении уголовных дел по фактам сексуального насилия в отношении детей остаются заявления от родителей (законных представителей) несовершеннолетних, которые пострадали от противоправной деятельности. Вместе с тем выявление данных преступлений осложняется нежеланием ряда взрослых и самих детей разглашать сведения о случившемся, что позволяет таким уголовно наказуемым деяниям длительное время, а порой навсегда, оставаться неочевидными. Зачастую сам факт насилия становится очевидным, когда пострадавшие попадают (обращаются) в медицинские учреждения или сами совершают правонарушения.

В ходе профессиональной деятельности работники учреждений образования непосредственно взаимодействуют с несовершеннолетними и лицами, на которых возложены обязанности по их воспитанию, обучению, посещают места их проживания (пребывания) и учебы. При выполнении данных функций у них имеется наибольшая возможность своевременно отреагировать на информацию о возможном совершении преступлений, связанных с сексуальным насилием в отношении несовершеннолетних, либо получение информации о признаках совершения таких действий.

ГЛАВА 1.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

К преступлениям против половой свободы и половой неприкосновенности несовершеннолетних относятся следующие уголовно-наказуемые деяния, предусмотренные Уголовным кодексом Республики Беларусь (далее – УК):

  • изнасилование заведомо несовершеннолетнего, малолетнего (части 2, 3 статьи 166 УК);
  • насильственные действия сексуального характера в отношении заведомо несовершеннолетнего, малолетнего (части 2, 3 статьи 167 УК);
  • половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста (статья 168 УК);
  • развратные действия (статья 169 УК), в том числе посредством глобальной компьютерной сети Интернет (груминговые преступления);
  • понуждение к действиям сексуального характера заведомо несовершеннолетнего (часть 2 статьи 170 УК).

Также, ввиду общедоступности средств мобильной связи с встроенными камерами фото- и видеофиксации всё чаще имеет место совершение преступлений по ч. 2, 3 ст. 343<sup>1</sup> УК Республики Беларусь (изготовление и распространение порнографических материалов или предметов порнографического характера с изображением несовершеннолетнего).

Справочно: понятие груминг включает в себя склонение детей к сексуальным контактам через переписку в интернете. При груминге ребенку пишет взрослый человек, который пытается вступить с ним в дружбу либо иным образом заинтересовать ребенка на дальнейшее общение. По результатам такого общения у ребенка формируется доверительный контакт (дружба, влюбленность), который может подкрепляться финансовой помощью, подарками. Следующим этапом является склонение ребенка к реальной встрече для совершения сексуальных действий или вовлечение ребенка в сексуальные действия онлайн (с помощью веб-камеры).

ГЛАВА 2.

АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ
ПРИ ПОЛУЧЕНИИ ИНФОРМАЦИИ О ПРЕСТУПЛЕНИИ ПРОТИВ ПОЛОВОЙ СВОБОДЫ И ПОЛОВОЙ НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Основными способами (источниками) получения информации о признаках совершения преступлений, связанных с сексуальным насилием над несовершеннолетними, являются:

  • общение с несовершеннолетними;
  • общение с лицами, на которых возложены обязанности по его воспитанию (родители, опекуны, попечители);
  • общение с лицами, которые проживают в одном жилище с несовершеннолетним, а также родственниками, которые часто бывают в гостях (сожители одного из родителей, отчимы, дедушки, дяди и др.);
  • общение со специалистами учреждений образования, культуры спорта и туризма, в котором обучается и (или) занимается несовершеннолетний (преподаватели, тренеры, руководители кружков, секций и др.);
  • общение со сверстниками, соседями несовершеннолетнего, иными гражданами;
  • результаты медицинского осмотра несовершеннолетнего в учреждении здравоохранения;
  • визуальное обследование места проживания (пребывания) несовершеннолетнего;
  • мониторинг глобальной компьютерной сети Интернет.

В случае получения информации о совершении преступлений против половой свободы и половой неприкосновенности несовершеннолетних необходимо незамедлительно сообщать об этом в органы внутренних дел  для возможной организации неотложных процессуальных действий и проверочных мероприятий.

Следует понимать, что по различным причинам (чувство боязни, стыда, отрицания вины и т.п.) сталкивающиеся с сексуальным насилием дети редко обращаются за помощью. Поэтому в ходе общения с ребенком, его родителями, сверстниками, соседями, необходимо обращать внимание на следующие сведения об особенностях внешности, физического состояния и поведения ребенка:

  1. физические признаки:

Оральные симптомы: экзема; дерматит; герпес на лице, губах, в ротовой полости; кроме этого, отказ от еды (анорексия); переедание (булимия).

Анальные симптомы: повреждения в прямой кишке, покраснение ануса, варикозные изменения, ослабление сфинктера, запоры.

Вагинальные симптомы: нарушение девственной плевы, расширение влагалища, свежие повреждения (раны, ссадины), сопутствующие инфекции.

Кроме этого, физическими симптомами сексуального насилия над ребенком являются:

–        порванное, запачканное или окровавленное нижнее белье;

–        гематомы (синяки) в области половых органов;

–        кровотечения, необъяснимые выделения из половых органов;

–        гематомы и укусы на груди, ягодицах, ногах, нижней части живота, бедрах;

–        боль в животе;

–        повторяющиеся воспаления мочеиспускательных путей;

–        болезни, передающиеся половым путем;

–        беременность.

2)      изменения в выражении сексуальности:

–        кажущиеся странными и необычными или не соответствующие возрасту знания о сексе;

–        необычная или не соответствующая возрасту сексуальная активность (мастурбация, трение о тело взрослого);

–        повышенный интерес к играм, материалам сексуальной направленности;

–        склонность к сексуальным действиям с другими детьми;

–        имитация полового акта с характерными стонами и движениями;

–        соблазняющее, завлекающее поведение по отношению к сверстникам и взрослым;

3)      изменения в эмоциональном состоянии и общении:

–        трудности в коммуникациях со сверстниками (избегание общения, отсутствие друзей своего возраста, отказ от общения с прежними знакомыми);

–        внезапная, немотивированная замкнутость, подавленность, изоляция, уход в себя;

–        частая задумчивость, отстраненность;

–        постоянная депрессивность, грустное настроение;

–        нежелание принимать участие в подвижных играх;

–        непристойные выражения, не свойственные ребенку ранее;

–        чрезмерная склонность к скандалам и истерикам;

–        терроризирование младших детей и сверстников;

–        чрезмерная податливость, навязчивая зависимость;

–        возврат к инфантильному поведению, либо, наоборот, слишком «взрослое» поведение;

–        отчуждение от братьев и сестер, других родственников и членов семьи;

–        жестокость по отношению к игрушкам (у младших детей);

–        амбивалентные чувства к взрослым (начиная с младшего школьного возраста);

–        рассказы в третьем лице («я знаю одну девочку…»);

–        утрата туалетных навыков (чаще у малышей);

–        равнодушие к внешности, плохой самоуход либо, напротив, навязчивое, чрезмерное мытье (у подростков);

4) изменения личности и мотивации, социальные признаки:

–        прогулы занятий в учреждении образования;

–        появление денежных средств, предметов и вещей происхождение которых сомнительно;

–        внезапное изменение успеваемости (как негативное, так и положительное) или потеря интереса к любимым занятиям;

–        неожиданные, резкие перемены в отношении к конкретному человеку или месту («я ненавижу дядю Петю», «я не могу ездить в лифте», «я больше не пойду на футбол»);

–        принятие на себя родительской роли в семье (по приготовлению еды, стирке, мытью, ухаживанию за младшими и их воспитанию);

–        неспособность защитить себя, непротивление насилию и издевательству над собой;

–        отрицание, непринятие традиций и уклада своей семьи вплоть до ухода из дома (у подростков);

5) изменения самосознания:

–        снижение самооценки;

–        отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство собственной испорченности;

–        саморазрушающее поведение (употребление алкоголя, наркотиков, проституция, частая подверженность травмам и несчастным случаям);

–        суицидальные разговоры и попытки;

6)      невротические и психосоматические симптомы:

–        обеспокоенность, боязнь при нахождении с определенным человеком (людьми);

–        сопротивление прикосновениям, поцелуям определенного человека (людей);

–        боязнь раздевания (например, отказ при занятиях физкультурой или медицинском осмотре);

–        головная боль, боли в области желудка и сердца;

–        навязчивые страхи;

–        расстройства сна (страх ложиться спать, бессонница, ночные кошмары).

В случае, если ребенок готов рассказать о совершенном (совершаемом) над ним насилии, рекомендуется придерживаться определенной модели поведения, минимизирующей угрозу его «замыкания в себе»:

–        избегание упреков, обвинений, пристыживаний;

–        серьезное отношение к услышанному;

–        спокойствие, выдержка;

–        успокаивания, подбадривания, поощрения;

–        сопереживание;

–        искренность, честность;

–        использование лексикона ребенка;

–        восприятие всех без исключения услышанных сведений;

–        незамедлительная и тщательная проверка предположений.

Кроме этого при общении с ребенком, по возможности, необходимо получить доступ к его социальным сетям, где в отношении ребёнка могут совершаться груминговые преступления, а также обращать внимание на наличие аккаунтов и подписок в сообществах и интернет-ресурсах сексуальной направленности: Дети 404, ЛГБТ подростки, Grindr, hornet, bluesystem и иные.

! Категорически не рекомендуется:

  • давать ребенку опрометчивые или заведомо невыполнимые обещания («это останется строго между нами», «мама не будет сердиться»);
  • советовать ребенку не обращать внимания на произошедшее.

При посещении несовершеннолетнего по месту жительства и возможности визуального обследования места проживания (пребывания) несовершеннолетнего необходимо обращать внимание на видимые признаки возможного совершения сексуального насилия над детьми, а именно:

  • свободно находящиеся в доступе эротические, порнографические материалы (печатные издания, оптические диски, статуэтки, фотографии, рисунки)предметы сексуального назначения (фаллоимитаторы, смазки, эротическое нижнее белье);
  • следы вещества возможного биологического происхождения (кровь, эякулянт) на мебели, иных объектах;
  • следы совершения сексуальных действий с игрушками, куклами (повреждения или посторонние предметы в местах условного расположения гениталий, имитация позиций полового акта);
  • порванная, запачканная или окровавленная детская одежда и белье;
  • литература, иные пособия по психологическому воздействию на детей, не соответствующая роду занятий и социальному статусу проживающих взрослых.

ГЛАВА 4.

ОТДЕЛЬНЫЕ АЛГОРИТМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С СЕКСУАЛЬНЫМ НАСИЛИЕМ НАД НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ

Исходя из практики и анализа совершаемых преступлений, связанных с сексуальным насилием над несовершеннолетними, можно выделить несколько основных направлений, на которые необходимо направить превентивные меры, а именно:

  1. общая профилактика в подростковой среде в части соблюдения детьми мер безопасности в общественных местах, по месту жительства и в глобальной компьютерной сети Интернет
  2. индивидуальная профилактика в семьях, в которых дети находятся в социально опасном положении, с подростками, которые допускали факты бродяжничества;
  3. профилактическая работа в детских домах, детских домах семейного типа и замещающих семьях.

С целью соблюдения детьми мер личной безопасности в учреждениях образования педагогам-психологам, а также социальным педагогам необходимо проводить занятия в рамках школьной программы по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности».

Рекомендуется в своих выступлениях в учреждениях образования информировать учащихся (с учетом их возраста), а также их законных представителей (на родительских собраниях) о правилах безопасности в общественных местах, по месту жительства и в социальных сетях Интернета, чтобы несовершеннолетние не стали жертвами сексуального насилия, а также изготовления и распространения порнографии с их изображением.

Родителей необходимо предупреждать, что, если они установили факт насилия над ребенком, то в случившемся ни в коем случае нельзя обвинять самих детей. Подросток может замкнуться и ничего больше не расскажет.

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ

Объясните родителям, как важно научить ребенка отличать уважение к взрослым от безусловного подчинения всем старшим. Дети имеют право и должны сказать «нет» любому, кто намеревается причинить им вред в любой форме.

Дети не должны стесняться громко звать на помощь, преступника это остановит. Призыв о помощи – это не свидетельство трусости, а необходимое средство защиты или даже спасения. Пусть смело зовут на помощь в случае чьих-либо домогательств.

Дети должны находиться на улице в кругу друзей, но только с теми, кого знают родители и не позже 23.00.

Родители всегда должны знать куда, к кому идет ребенок, как его можно найти.

Если относительно какого-то незнакомца у подростка возникли подозрения, пусть сразу же сменит маршрут, выйдет на другой станции метро (автобуса, троллейбуса), продолжит маршрут на следующем поезде (автобусе, троллейбусе). По телефону пусть сделает вид, что на улице его встретит папа или взрослый друг. Надо сказать об этом громко в трубку телефона.

Мобильный телефон сегодня решает многие проблемы. Необходимо контролировать, чтобы аккумулятор был всегда заряжен, а номер телефона родителей, а также «102» находился в режиме быстрого набора или на рабочем столе смартфона.

Особое внимание подросток должен обращать на автомобили, которые проезжают мимо. Если возникли подозрения или реальная угроза, надо перейти на противоположную сторону улицы или бежать в сторону, противоположную движению автомобиля.

В детях необходимо воспитывать строгие правила поведения и требования к себе. Их несоблюдение легко может оказаться провоцирующим для преступников. Родителям надо обращать внимание на увлечение детей сексуальной литературой, видеофильмами с эротическими сценами.

Жертвами половых преступлений чаще оказываются дети и подростки, запущенные с точки зрения полового воспитания. По этой причине некоторые дети утрачивают чувство стыдливости, другие воспитываются в такой покорности взрослым, что в случае половых домогательств не смеют им противостоять. Пусть дети не позволяют, чтобы незнакомцы, знакомые или даже дальние родственники трогали их, целовали, обнимали.

Преступники могут применить не только насильственные, но и «соблазнительные» приемы. Они могут предложить конфеты, мороженое, игрушки, либо обещают что-то показать интересное. Соблазнитель зовет вместе погулять, в т.ч. в компьютерные игры у него дома, либо напрашивается в провожатые.

Дети охотнее идут на контакт (особенно с 6 до 12 лет), что прибавляет насильнику уверенности, он стремится расположить к себе ребенка, одновременно обещает в обоюдных половых действиях безобидную и приятную забаву.

Нередко преступником оказывается человек, который находится с детьми и подростками в каких-либо повседневных контактах (руководит кружками, секциями, занимается репетиторством).

Надо, чтобы дети рассказывали родителям обо всем, что происходит с ними. Объясните, что насильники или вежливо уговаривают, или запугивают детей, добиваясь, чтобы они сохранили это втайне.

Общаясь в социальных сетях Интернета, преступникикак правило, представляются подростками, используя их манеру общения и тактические приемы в целях завладения интимными фотографиями или видеоизображениями и последующего шантажа.

Виртуальные знакомые должны оставаться виртуальными, все реальные встречи должны проходить под присмотром или с разрешения родителей.

Обязанности воспитателя группы

в рамках выполнения Декрета Президента

«О дополнительных мерах по государственной

защите несовершеннолетних в неблагополучных семьях» от 24.11.2006 г №18

  • 1. Обследует все семьи воспитанников группы для составления социального паспорта группы, учреждения образования.
  • 2. Выявляет несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, работает по индивидуальному плану с семьями.
  • 3. Выявляет нарушения прав и интересов детей и дает информацию педагогу-психологу о социально опасном положении несовершеннолетнего.
  • 4. Участвует в социальном расследовании.
  • 5. Участвует в реализации мероприятий по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для детей обстановки в соответствии с функциональными обязанностями: посещает семьи, дает рекомендации по вопросам воспитания и обучения, контролирует их выполнение.
  • 6. Информирует педагога-психолога об изменениях в семье и поведении ребенка, обсуждает с ним предполагаемые действия.
  • 7. Участвует в принятии решения по судьбе несовершеннолетнего, выносит вопросы по детям, оказавшимся в социально опасном положении на Совет профилактики.
  • 8. Несет ответственность за несвоевременность выявления семейного неблагополучия, за достоверность и конфиденциальность информации.
  • 9. Принимает участие в патронате семьи (после возвращения ребенка).